История России и православие

Крещение Руси князем Владимиром в 988 году открывает новую веху в истории России. В Россию приходит христианство.
С приходом христианства на Русь меняется весь уклад жизни русского народа, его обычаи и традиции.
После Крещения Руси по воле князя Владимира Константинопольский патриарх поставил митрополитом Киевским и всея Руси Михаила. В 1299 году центром духовной жизни на русской земле стала Москва.
Во время царствования на Руси Иоанна III, в связи с упадком и гибелью православной Византии, Москва стала называться «Третьим Римом». В 1589 — 1593 годах Московские митрополиты стали именоваться Патриархами, и получили окончательную независимость от константинопольских патриархов.
В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось внесение изменений в богослужебные книги и церковные обряды. Некоторые церковные обряды, включая двоеперстие (совершение крестного знамения двумя пальцами), были объявлены еретическими. Вместо двоеперстия был введён обряд креститься тремя пальцами. Также были внесены изменения в порядок проведения божественных литургий. На фоне этих реформ в Русской православной церкви произошёл раскол.
В 1700 году Пётр Первый запретил избрание нового патриарха, а по прошествии 20-ти лет учредил Духовную Коллегию, которая вскоре была переименована в Святейший Правительствующий Синод, который исполнял функции общецерковного управления.
После Первой Мировой войны положение церкви осложнилось, часть епархий была оккупирована немцами. В 1917 году после падения монархии по инициативе церкви был созван Всероссийский Поместный Собор, и было принято решение о восстановлении в России патриаршества. Патриархом был избран Тихон.
После Октябрьской революции 1917 года большевики первое время не препятствовали деятельности Православной церкви. Но в 1918 году декретом СНК церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав и собственности, а религия была объявлена личным делом каждого гражданина. После 1918 года последовал период гонений на церковь. Церковь пережила ряд расколов. После смерти патриарха Тихона в 1925 году власти не позволили церкви избрать ему преемника.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны отношение советской власти к церкви изменилось. В 1943 году по разрешению Сталина был проведён архиерейский собор, на котором на патриарший престол был избран митрополит Сергий. В это время было открыто несколько богословских школ, впоследствии получивших статус семинарий и академий. В послевоенные годы тысячи храмов продолжили свою деятельность. В 1946 году Московская Патриархия была признана как законная православная церковь в СССР.
В 1943 — 1965 годах православная церковь находилась под контролем государственной структуры — Совета по делам Русской Православной церкви.

В 1947 году началось ужесточение антирелигиозной политики. В период с 1959 по 1964 год, когда у власти находился Н. С. Хрущёв, была новая волна антирелигиозной политики и гонения на церковь продолжились. Значение православия в это время искусственно принижалось действующей властью, а православные обряды игнорировались и даже запрещались. Так продолжалось вплоть до 1987 года.
Начиная с 1987 года, в рамках проводимой М. Горбачёвым политики гласности, начался постепенный процесс либерализации контроля над религиозной жизнью общества. С этого времени начинается возрождение православия как религии и восстановление Русской православной церкви.