Православные монастыри

Православные монастыри всегда играли значимую роль в истории Российского государства. Они были духовными и культурными центрами страны, центрами просвещения.
Во все времена монастыри были хранилищами русских святынь и национальных ценностей, которые монахи охраняли и защищали, порой даже ценой собственной жизни. Многие национальные реликвии, которые дошли до нас, хранились именно в монастырях.
На протяжении всей российской истории в монастырях развивалось книгописание и иконописание, оттачивались различные ремёсла. В монастырских стенах организовывались библиотеки, школы. Из монастырей приходило просвещение. Первые словенские учителя, Кирилл и Мефодий, которые дали нам русскую письменность, были монахами. А монахи-иконописцы были первыми великими русскими художниками.
Русские обители занимались благотворительностью, имели приюты и брали на воспитание осиротевших детей.
Монастыри имели земельные наделы, и в неблагополучные годы кормили нуждающихся, и даже обеспечивали русскую армию. На территориях обителей во время войн находились лазареты.
Часто монастыри служили крепостями. Многие из них находились на границах и, в случае войны, первыми принимали на себя удар неприятеля.
Часто представители монашества брали на себя миротворческую роль в деле урегулирования внутригосударственных конфликтов.
Монашеские общины играли немалую роль в освоении новых земель нашей необъятной Родины.
Сосредоточение монашеской жизни шло в первую очередь на духовных, культурных сферах. В русских монастырях формировались культурные, моральные и нравственные устои нашего общества. Роль монастырей в Истории России огромна.
Первый русский монастырь появился в XI веке, после Крещения Руси. Это был Печерский пещерный монастырь. Его основателями считаются Антоний и Феодосий Печерские. Об истории этого монастыря повествуют многочисленные летописи.
Священник Иларион, живший в сере Берестове, ушёл в уединённое место на берегу Днепра и выкопал там себе пещерку, которая стала местом его аскетической жизни. Этого благочестивого священника князь Ярослав Мудрый поставил митрополитом. Деятельность митрополита занимала у Илариона всё его время, и он лишь изредка мог приходить в свою пещеру. Но вскоре у него появился последователь. Это был отшельник Антоний, который поселился в пещерке Илариона, и жил там. Со временем он своим благочестием снискал такое почитание, что сам русский князь Изяслав, сын Ярослава, приезжал к нему за благословением.

Около 1058 года к Антонию присоединился Феодосий, став его духовным братом и учеником. Через четыре года, по мере увеличения числа братии, Феодосий стал настоятелем Печерского монастыря и духовным наставником для русского монашества, воплотив в жизнь идеалы христианского благочестия.
Со времени появления обители Иларион принимал немалое участие в её судьбе. С деятельностью Печерского монастыря были связаны многие национально-культурные события XI века. В 1688 году монастырь стал Киево-Печерской лаврой, которую Царица Небесная, Богородица, нарекла третьим своим уделом.
Во время расцвета Печерского монастыря стали появляться новые обители в Киеве и других городах Руси. Один из монастырей был основан князем Изяславом. Позже основал монастырь и князь Всеволод. Каждый князь стремился иметь в своём стольном городе монастырь, поэтому в столицах всех княжеств строились монастыри.
Особое место в истории России занимает Троице-Сергиева лавра, которая сыграла значимую роль в становлении российской государственности в XVI веке, будучи культурным и духовным центром Руси.
Многие основатели монастырей и представители монашества являлись чудотворцами Божьими, имели нетленные мощи и были причислены к лику святых. Многие православные святые, через которых Бог являл людям чудеса, были монахами.
В настоящее время монастыри России, имеющие многовековую историю, являются важнейшими памятниками архитектуры, хранят великие русские святыни и являются объектами культурного наследия России.