Святые земли русской
Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) родился 19 июля 1759 года в городе Курске. Родом он был из обеспеченной благочестивой семьи. Его отец занимался возведением домов и церквей, а мать отличалась добротой и милосердием.
Отец рано ушёл из жизни, и все дела после его смерти легли на плечи матери Прохора. Однажды, продолжая строительство собора, начатое мужем, она осматривала колокольню, и взяла с собой Прохора. Прохор перевесился через перила лесов, не удержался и упал вниз. К безмерной радости матери, мальчик остался цел и невредим. Это было первое чудо, которое произошло с Прохором. Ему было тогда семь лет.
В десять лет Прохор тяжело заболел. Тогда ему явилась Богородица и сказала, что посетит и исцелит его. Вскоре по городу шёл крестный ход с иконой Божьей Матери Знамение. По причине внезапно начавшегося ливня, чтобы сократить путь, икону понесли через двор Мошниных. Мать вынесла Прохора на улицу и приложила к образу. Мальчик выздоровел.
После этого Прохор стал много читать, бывать в храме и молиться. В семнадцать лет он принял решение оставить дом и уйти в монашество. С паломниками он отправился пешком из Курска в Киево-Печерскую Лавру, чтобы получить наставление от живших там старцев. Перед уходом мать благословила его медным крестом, с которым он не расставался до конца своей жизни и который всегда носил на груди.
Старец Досифей, которого посетил Прохор, увидев в юноше избранника Божьего, благословил его на подвижничество в Саровской пустыни. Вернувшись ненадолго в родной дом, Серафим вскоре покинул его навсегда и ушёл в Саровскую пустынь, чтобы посвятить свою жизнь Богу.
Живя послушником в монастыре, он много трудился. Спустя восемь лет Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим и стал иноком Саровского монастыря.
В свободное от послушаний время Серафим часто уходил для молитв в лес. После шестнадцати лет жизни в обители он попросил у настоятеля благословения на жизнь в уединении. Серафим оставил монастырь и поселился в деревянной келье в лесу в шести километрах от монастыря, на берегу речки Саровки.

Много есть рассказов о жизни Серафима в лесу. Он ходил в одной одежде и зимой и летом, носил за плечами суму со святым Евангелием, мало ел, а той скудной пищей, которая у него была, кормил лесных животных. По рассказам очевидцев, в лесу к Серафиму приходил большой медведь, и тот кормил его с рук.
Однажды враг рода человеческого ополчился на Серафима и стал искушать его и внушать ему всякие недобрые мысли. Тогда Серафим тысячу дней и ночей молился, стоя на камне, сходя с него лишь для приёма пищи и кратковременного отдыха. Враг был побеждён.
Но на этом испытания Серафима не закончились. Однажды в лесу на него напали разбойники. Он же, будучи сильным от природы, не стал защищаться. Желая получить от него что-то ценное, они избили его и проломили ему голову обухом топора. Обыскав келью, но не найдя у святого никаких ценностей, кроме одной иконы и нескольких картофелин, разбойники, устыдившись своего злодеяния, скрылись. Серафим же, добравшись до монастырской обители еле живой, долго болел. Тогда явилась ему Царица Небесная в неземном свете и в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, и исцелила его, сказав: «Сей от рода моего». Серафим поправился. Разбойников поймали, но Серафим попросил не наказывать их, ибо Бог милосерден. Тогда, искренне раскаявшись, разбойники молили Серафима о прощении, и он простил их. После этой истории Серафим навсегда остался сгорбленным, и ходил, опираясь на посох или мотыгу.
Спустя пять месяцев Серафим вернулся в свою деревянную келью в лес. Несколько раз иноки предлагали ему стать настоятелем Саровского монастыря, но Серафим отказывался.
После пятнадцатилетнего пребывания в уединении, Серафиму пришлось вернуться в монастырь, в котором он продолжал некоторое время жить затворником. Потом двери его кельи открылись, и он стал наставлять людей, приходящих к нему за помощью.
Серафим Саровский был основателем и покровителем Дивеевской обители, о которой заботился до конца своей жизни.
В 1833 году 2 января во время молитвы Серафим отошёл к Богу. В келье его нашли почившим, стоящим на коленях перед образом Богородицы.
Это был великий святой, живший на русской земле, всей своей душой радеющий за неё, как при жизни земной, так и в жизни вечной.