Христианские притчи

Притчи Иисуса Христа.
Притча о сеятеле.
Вышел сеятель сеять. Когда он сеял, одно семя упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Другое упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и оттого, что не имело корня, засохло. Иное семя упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Другое же семя упало на добрую землю и принесло плоды.
Ко всякому, слушающему слово Божье и не разумеющему его, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот что означает посеянное при дороге. Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен. И когда настанет скорбь или гонение за слово, теряет его. Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота жизни и обольщение богатством заглушает слово. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего его. И тогда слово Божие даёт плоды.
Притча о добром сеятеле и плевелах.
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «Враг человека сделал это». Тогда рабы сказали: «Хочешь, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет. Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.»
Сеющий доброе семя есть Бог. Поле — это мир. Доброе семя — это сыны Божии, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их — диавол. Жатва — это кончина века, а жнецы — Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века: пошлет Бог Ангелов своих, и соберут из Царства его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Бога.
Притча о добром самарянине.
Однажды один законник спросил у Иисуса: «Кто мой ближний?». На что Иисус рассказал притчу.
Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидев его, сжалился и перевязал ему раны. Потом, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, уезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал: «Позаботься о нем. А если затратишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Законник ответил: «Оказавший ему милость».
Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же».
Притча о двух сыновьях.
У одного человека было два сына. Он, подойдя к первому, сказал: «Сын! Пойди сегодня поработай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «Не хочу». А после, раскаявшись, пошел. И подойдя ко второму сыну, отец сказал то же. Второй сын сказал в ответ: «Иду, государь». А сам не пошел. Который из двух сыновей исполнил волю отца?
Притча о злых виноградарях.
Был некий хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, одних убили, а других побили камнями. Тогда хозяин виноградника послал других слуг, и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник. Пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Злодеев сих предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в своё время.
Притча о немилосердном должнике.
Царь захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. Поскольку должник не имел, чем заплатить, то государь приказал продать его, жену его и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь царю, говорил: «Государь! Потерпи, я всё тебе заплачу». Тогда государь, умилосердившись над рабом, отпустил его и простил ему долг. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, начал душить, говоря: «Отдай мне, что должен». Тогда товарищ пал к ногам его и, умоляя его, говорил: «Потерпи, я всё тебе отдам». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока он не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя к государю, всё рассказали ему. Тогда государь призвал раба своего и говорит: «Злой раб! Весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь приказал наказать раба, и велел отдать ему всю сумму долга. Так и Отец Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его.
Притча о заблудившейся овце.
Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «Порадуйтесь со мной: я нашёл мою пропавшую овцу». Он порадуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так и на небесах, более радости у Бога об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках.
Притча о блудном сыне.
У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне мою часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он потратил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Тогда он пошел, обратился к одному из жителей той страны, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был есть корм, который ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими же меня в число наемников твоих».
Тогда встал он и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле. Возвращаясь, когда приблизился к дому, он услышал пение и ликование. Призвав одного из слуг, он спросил: «Что это такое?» Тот сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Тогда старший сын осердился и не захотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое — твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Притча о мытаре и фарисее.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (сборщик податей). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, отдаю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо. Ударяя себя в грудь, он говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
